Даут
Юлтый – один из основоположенников башкирской советской литературы,
национальной печати и искусства.
Даут Исхакович
Юлтый родился 18 апреля 1893 года в деревне Юлтый Юмран Табынской волости
Оренбургской губернии (ныне Ивановский район Оренбургской области) в бедной
крестьянской семье. Начальной грамоте научил его отец. Окончив медресе в родной
деревне, Юлтый несколько лет учился в медресе села Сорокино.
В 1914
году, когда началась империалистическая война, Д.Юлтый был призван в армию.
Октябрьскую революция он встречает на фронте. В годы гражданской войны работает
во фронтовой газете “Красная звезда”, назначается военным комиссаром, парт
секретарем Туксуранского кантона.
В 1921
году был назначен редактором газеты “Башкортостан”, под его руководством
издаются комсомольские газеты, журналы “Новый путь”, “Знание”. В этом же году
избирается делегатом Всероссийского IX съезда Советов. В 1925-26
г.г. Юлтый учится в Москве, в институте Красной
профессуры, некоторое время работает редактором в Центриздате. В 30-е г.г.
назначается редактором башкирского журнала “Октябрь”, газеты “Литературный
удар”. Тесно сотрудничает с институтом Национальной культуры Башкортостана,
является одним из организаторов и руководителей Союза писателей Башкортостана.
В 1937
г. был несправедливо репрессирован и расстрелян,
реабилитирован после осуждения культа личности Сталина.
Творческий
путь Д.Юлтыя начался очень рано. Сочинял первые стихи в 11 лет. В 1916-1917
г.г. начинает публиковаться в печати. В творчестве
Д.Юлтыя дооктябрьского периода выражены и общие для башкирского литературного
движения мотивы и новые тенденции революционно-демократического характера.
Стихи “Собирайтесь, свободолюбивые товарищи!”, “Женщинам”, например
свидетельствуют о просветительских взглядах автора.
Первая
мировая война внесла большие перемены в мировоззрение Д.Юлтыя. Если в
стихотворении “Шинель”, написанном в начале войны, поэт лишь проклинал свою
горемычную судьбу, то в последующих, например, “Ранец”, “Базар крови” он
выражает ненависть, резкий протест против войны.
Революцию
Даут Юлтый встречает на платформе большевиков и это внесло существенно новое
идейно-тематическое содержание в его поэзию, систему образов и поэтику. В
стихотворении “Седлай коня, батыр!” призывая бороться за Советскую власть,
новаторски использует традиции фольклора, его поэтику для создания образа
солдата революции.
В 1921
г. в Стерлитамаке, в тогдашнем центре республики
Башкортостан, государственное издательство выпустило в свет первую книгу
Д.Юлтыя “Мелодии Урала”, в которую вошли многие стихи поэта, написанные в
дореволюционный период и после Октября. Романтическая возвышенность, гиперболизация
явлений реальной действительности, приемы контраста в изображении противоречий
времени – вот основные черты стихов, вошедших в этот сборник.
Поворот
писателя к теме современности наметился в поэме “Шараф” (1922). В образе героя
гражданской войны в конкретных жизненных ситуациях автор стремится показать
суть характера человека новой эпохи.
Идейно-
эстетические установки и творческие устремления Д.Юлтыя в освещении темы
современности, в создании характеров нового типа более успешно были реализованы
в его поэмах “Майсара” (1932), “Сказка о нефти” (1932), “Айхылу” (1933),
созданных в 30-е г.г.
Д.Юлтый
успешно работал и в области драматургии. Трагедия “Карагул” (1920) заложила
основы историко-бытовой драматургии. Остродраматические события определили
сюжетную динамику пьесы, а антагонистический конфликт способствовал рельефному
отображению взаимоотношений героев и социальных групп. К 15-летию Башкирского
государственного театра драмы (1935) за 15 лет пьеса “Карагул” была сыграна на
сцене более 300 раз и вошла в ряд классических произведений башкирского театра
и драматургии. А агитпьесы Д.Юлтыя на современную тему “Колансэс” (1925), “На
мельнице” (1927) заняли ведущее место в репертуаре национального театра.
В 30-е
г.г. Д.Юлтый продолжал активно работать в жанрах драматургии. В 1931-1932
г.г. успешно шли в театрах его поемы о колхозной жизни
“Кто ты?”, о негативных тенденциях – “Аралбаевы”. Д.Юлтый работал на
современную тему “Найденный Марат”, “Янтуря”, “По своей дороге” (1930-1932) и
на историческую тему “Акшан-бытыр”, “Украденная Кюнхылу”. Драмой “Макталихылу”
Юлтый развивал традиции и достижения трагедии “Карагул”, написанной в 1920
г.г.
Если
поэзия и драматургия Д.Юлтыя тяготеют романтическому стилю, то его проза с
самого начала развивалась в реалистической основе. Первым наиболее зрелым его
произведением был рассказ “Маленький Кутуш” (1919). Проза Д.Юлтыя начала 20-х
г.г. отмечена интенсивными художественными поисками. О формировании и
становлении новых идейно- эстетических принципов в творчестве Д.Юлтыя
свидетельствуют рассказы “Философия Тимеркая” (1924), “Артист Халькай” (1926),
“Умат” (1926), повесть “Алима, или свадьба старика Мырдыша” (1929). В этих
произведениях автор, рисуя типические характеры времени, раскрывает через них
особенности нового человека, природы взаимоотношений личности и истории,
личности и коллектива.
Активная
общественная и творческая деятельность личное участие во многих эпохальных
событиях, происходящих в стране, усилили гражданственность и реалистические
основы творчества Д.Юлтыя. Таковы очерки “Шеф – паровоз” (1930), “Идут от
голубых гор”, “Баймак”, рассказы “Старый бригадир отдыхает”, “Камиля” и др.
Д.Юлтый
не успел создать большого полотна на современную тему. Его творческая
деятельность в первую половину тридцатых годов была сосредоточена в основном на
историко- революционной тематике. В 1933
г. он закончил первую книгу романа “Кровь”, через три
года завершил вторую книгу, готовился создать большую трилогию. Одновременно
Юлтый собирал материалы, намереваясь написать крупное прозаическое произведение
о Баймакском заводе.
Основные
прозаические произведения Д.Юлтыя связаны с эпохой революционного времени,
социалистическим переустройством жизни. Прозаические произведения Д.Юлтыя по
тематике и проблематике можно разделить на следующие направления: тема
империалистической войны; тема маленького униженного человека, брошенного в
мясорубку войны; социально-исторические истоки и условия пробуждения или
трагедии маленького человека (“Кровь”, “Философия Тимеркая”). Тема социального и
классового пробуждения, становления, становления национального самосознания
ярко показаны в романе “Кровь”, в повести “Маленький Кутуш”. В рассказах и
очерках Д.Юлтыя, как “Умат”, “Халькай – артист”, “Шеф – паровоз”, “Ахмуш –
комсомол”, “Алима, или свадьба старика Мырдаша”, “На железной дороге”
изображается борьба и зла, старого и нового, в процессе которого формируется
новая личность. В этих произведениях более четко отражены черты переходности и
переломности эпохи.
В романе
“Кровь” Д.Юлтый стремился к глубине и широте обобщения, хотя строгая
достоверность придает роману характер и социальной хроники мемуарного типа.
Роман построен по принципу дневника, где последовательно изображается
солдатский быт на войне. В этом Д.Юлтый следует примеру А.Барбюса, давшего
всемирно известному роману “Огонь” подзаголовок “Дневник взвода”.