Рафаэль Санти
Краткое описание.
Рафаэ́ль Са́нти (итал. Raffaello Santi, Raffaello Sanzio, 24 марта 1483 -- 1520) —
итальянский живописец представитель Высокого Возрождения., график и архитектор, представитель флорентийской школы. Яркий
представитель Высокого Возрождения, с классической ясностью и
возвышенной одухотворенностью воплотивший жизнеутверждающие идеалы эпохи. Все
его картины кажутся легкими и воздушными.
Ранние
произведения («Мадонна Конестабиле», ок. 1502—1503) проникнуты
изяществом, мягким лиризмом. Земное бытие человека, гармонию духовных и
физических сил прославил в росписях станц (комнат) Ватикана 1509 --
1517), достигнув безупречного чувства меры, ритма, пропорций,
благозвучия
колорита, единства фигур и величественных архитектурных фонов. (
Многочисленные изображения Богоматери («Сикстинская мадонна», ок. 1513
художественные
ансамбли в росписях виллы Фарнезина (1514—1518 года) и лоджиях
Ватикана (1519), с учениками). В портретах создан идеальный образ
человека
Возрождения («Б. Кастильоне»,1514—1515).
Проектировал собор св. Петра, строил капеллу Киджи церкви Санта-Мария дель
Пополо (1512—1520 года) в Риме.
Возлюбленная
и натурщица — Форнарина
Биография:
Природа принесла Рафаэля в дар миру тогда,
когда пожелала быть побежденной не только искусством, но и добронравием. Его
выдающиеся достижения ни в чем не уступали его личному обаянию. Именно в нём
воссияло столь сильное усердие, красота, скромность и не малой величены талант.
Родился же Рафаэль в именитейшем итальянском городе Урбино в три часа ночи в
страстную пятницу 1483 года от некого Джованни деи Санти, живописца не слишком
выдающегося, но человека одаренного и способного направлять детей по верному
пути.
Когда
мальчик подрос, отец стал упражнять его в живописи, обнаружив в нем большую
склонность к этому искусству и прекраснейшее дарование. Не прошло и много лет,
как Рафаэль, будучи еще совсем юнцом, оказался отличным помощником во многих
работах, которые Джованни выполнял для Урбинского государства.
Наконец, когда этот примерный и любящий отец убедился в том, что сын его,
оставаясь при нем, мало что мог от него еще получить, он решил поместить его к
Пьетро Перуджино, который, как ему говорили, занимал в то время первое место
среди живописцев. В1500 году поступает на учебу в мастерскую Перуджино.
В
скоре Рафаэль, изучил манеру Перуджино так, что подражал ей настолько точно и
решительно во всем, что его копии невозможно было отличить от оригиналов его
учителя, и нельзя было установить никакой разницы между его вещами и вещами
Пьетро.
Об
этом ясно свидетельствуют в той же церкви Сан Франческо в Перудже фигуры,
написанные им маслом на дереве для госпожи Магдалины дельи Одди, а именно
вознесенная Богоматерь и венчающий ее Иисус Христос, внизу же вокруг гробницы -
двенадцать апостолов, созерцающих небесное видение, а в мелко фигурной
пределле, находящейся под образом, в разбитой на три сцены - Богоматерь,
принимающая благую весть от ангела, волхвы, поклоняющиеся Христу, и он же в
храме на руках Симеона. Вещь эта выполнена поистине с предельным умением, и
всякий, непривычный к этой манере, был бы твердо уверен в том, что картина
написана рукой Пьетро, в то время как она, без сомнения, написана рукой
Рафаэля. Так же известны самые ранние юношеские три работы Санти: "
Архангел Михаил, поражающий сатану", "Три грации", и "Сон рыцаря".
Юному рыцарю на этой картине, как и самому молодому художнику, грезятся сладкие
сны. Но даже и во сне приходится делать непростой выбор - между книгой и
цветком, между тяжким и легким жизненным путем.
К
этому же периоду относится и картина Проповедь Святого Иоанна Крестителя.
Исследователи предполагают, что это единственное дошедшее до нас изображение из
пределлы (нижней створки алтаря) Мадонны Ансидеи в Перудже. Декоративная манера
письма и некоторая схематичность в построении композиции напоминают о том, что
молодой Рафаэль в эту пору находился под влиянием своего учителя Пьетро
Перуджино.
В
1504 году Рафаэль покинул стены мастерской и отправился во Флоренцию. Переезд
сыграл огромную роль в творческом становлении художника. Первостепенное
значение для него имело знакомство с методом Леонардо да Винчи. Вслед за
Леонардо он начинает много работать с натуры, изучает анатомию, механику
движений, сложные позы и ракурсы, ищет компактные, ритмически сбалансированные
композиционные формулы.
В
последних флорентийских работах Рафаэля ("Положение в гроб", 1507,
галерея Боргезе, Рим; "Св. Екатерина Александрийская", около
1507-1508, Национальная галерея, Лондон) появляется интерес к сложным формулам
драматически-взволнованного движения, разработанным Микеланджело.
Главная
тема живописи флорентийского периода - Мадонна с младенцем, которой посвящено
не менее 10 работ.
В
последствии Рафаэлю пришлось вернуться в Урбино, где, за смертью матери и
отца его Джованни, все его имущество оставалось без присмотра. И вот, в
бытность свою в Урбино, он написал для Гвидобальдо, военачальника у
флорентийцев, две маленькие, но прекраснейшие картины во второй своей манере, которые
находятся и поныне у светлейшего и превосходительнейшего Гвидобальдо, герцога
Урбинского. Для него же он выполнил небольшую картину с изображением Христа,
молящегося в саду, и трех апостолов, уснувших неподалеку от него. Картина эта
настолько выписана, что нельзя представить себе миниатюры лучше и иначе
написанной.
После
этих работ Рафаэль, уладив свои дела, вернулся снова в Перуджу, где он написал
в церкви братьев сервитов на доске, находящейся в капелле семейства Ансидеи,
св. Иоанна Крестителя и св. Николая, а в Сан Северо, небольшом монастыре
камальдульского ордена в том же городе, а именно в капелле Богоматери, он
выполнил фреской Христа во славе и Бога-отца в окружении ангелов и шести
сидящих святых по три с каждой стороны: св. Бенедикта, св. Ромуальда, св.
Лаврентия, св. Иеронима, св. Мавра и св. Плацидия. Произведение это,
почитавшееся в то время прекрасным образцом фресковой живописи, Рафаэль
подписал своим именем большими и очень хорошо видными буквами.
К
числу лучших работ Рафаэля-монументалиста относятся также выполненные по заказу
банкира и мецената Агостино Киджи росписи сводов капеллы Киджи (около
1513-1514, Санта Мария делла. Паче, Рим) и полная языческой жизнерадостности
фреска "Триумф Галатеи" (около 1514-1515, вилла Фарнезина, Рим).
Выполненные
в 1515-1516 годах картоны для шпалер с эпизодами истории апостолов Петра и
Павла (Музей Виктории и Альберта, Лондон) В них появляются уже первые признаки
исчерпанности классического стиля Рафаэля, - черты холодного совершенства,
увлечение зрелищным началом, эффектностью поз, избытком жестикуляции. В еще
большей степени это свойственно фрескам ватиканской Станцы дель Инчендио
(1514-1517), выполненным по рисункам Рафаэля его помощниками Джулио Романо и
Дж. Ф. Пенни. Легкостью, изяществом, богатством фантазии отличаются чисто
декоративные росписи, выполненные помощниками Рафаэля по его рисункам в зале
Психеи виллы Фарнезина (около 1515-1516) и в т. н. Лоджиях Рафаэля Ватиканского
дворца (1518-1519).
В
1519 г., по его рисункам Рафаэля, были богато украшены разнообразной росписью
потолок и стены так называемых "Ватиканских лож" - длинной
галереи с арками, открывающимися на двор св. Дамаза, построенной Браманте для
перехода из залы Константина в другие покои Ватиканского дворца.
На
сводах потолка написаны 52 сцены из Ветхого и Нового заветов, окруженный
орнаментом; стены сплошь покрыты чрезвычайно разнообразными арабесками и
фигурными изображениями, близко напоминающими декоративную живопись древних
римлян. Немного раньше, Рафаэль изготовил в красках десять замечательных по
красоте и рисунку больших картонов (в красках) на сюжеты из Деяний св.
апостолов; эти картины послужили оригиналами, по которым были вытканы в
Брюсселе драгоценные ковры для украшения нижней части стен в Сикстинской
капелле Ватиканского дворца.
Из
произведений последнего периода деятельности Рафаэля особенно заслуживают
внимания фрески в римской вилле Фарнезине. На темы классической мифологии:
здесь, в целой серии изображений, чарующих зрителя красотой форм, нежностью и
гармонией красок, изумительной силой проникновения художника в дух
жизнерадостного античного миросозерцания, воспроизведены эпизоды прелестной
сказки об Амуре и Психее (по Апулею), добавленные большой фреской,
представляющей триумф нимфы Галатеи.
Сверх
того, в этот период написаны Рафаэлем многие картины масляными красками, между
прочим, несколько превосходных портретов, каковы портреты Льва Х с кардиналами
(в Луврском музее), неизвестной молодой красавицы с покрывалом на голове
("Donna velata"), герцогини Иоанны Арагонской (в Луврском музее) и
др.; большое "Несение Креста", наконец, прелестнейшее из работ
Пресвятой Девы, созданных художником, всесветно знаменитая "Сикстинская
Мадонна» - произведение, не имеющее равного себе во всей западноевропейской
живописи, представляющее собою полнейшее воплощение идеала в христианском
искусстве.
Заметный
след Рафаэль оставил и в итальянской архитектуре. Среди его построек -
маленькая церковь Сан'Элиджо дельи Орефичи (заложена около 1509) с ее строгим
интерьером, капелла Киджи в церкви Санта Мария дель Пополо (заложена около
1512) интерьер которой являет пример редкого даже для эпохи Возрождения
единства архитектурного решения и декора, разработанного Рафаэлем, - росписей,
мозаики, скульптуры, и недостроенная вилла Мадама.
Между
тем все больше и больше разрасталась слава Рафаэля, а равным образом и награды,
им получаемые. И вот, чтобы оставить о себе память, он построил себе в Риме, в
Борго Нуово, дворец, который был оштукатурен по указаниям архитектора Браманте.
Когда же молва об этих и многих других творениях этого знатнейшего художника
проникла вплоть до Франции, а также Фландрии. Альбрехт Дюрер, удивительнейший
немецкий живописец и гравер на меди, выпускавший прекраснейшие оттиски, посылал
Рафаэлю свои вещи и в том числе головной автопортрет, выполненный им гуашью на
тончайшей ткани так, что его можно было рассматривать одинаково с обеих сторон,
причем блики были без белил и прозрачными, а прочие светлые места изображения
были нетронутыми с расчетом на просвечивающую ткань, будучи только едва
подкрашены и тронуты цветной акварелью. Вещь эта показалась Рафаэлю
поразительной, и потому он послал ему много листов с собственными рисунками,
которыми Аль Брехт особенно дорожил.
Действительно,
творчество Санти может считаться высшим проявлением и слиянием воедино всех
лучших приобретений человеческого гения в сфере искусства, добытых общими
усилиями множества художников за всю эпоху итальянского Возрождения.
Самой
последней, предсмертной работой Рафаэля было "Преображение Господне"
(в ватиканском музее); великий художник успел исполнить в этой картине только
верхнюю часть; остальное исполнено в ней его учениками, уже после его кончины.
Он
умер в Риме, 6 апреля1520 г. Жизнь Рафаэля Санти была непродолжительной, но и
отпущенного судьбой времени оказалось достаточно для того, чтобы о нем
вспоминали как об одном из великих мастеров Высокого Возрождения.
Его
внезапная смерть прервала соперничество двух великих мастеров. Принимавших
участие в создании и украшении Ватикана - Рафаэля и Микеланджело, который был
тоже старше Рафаэля, но после его смерти прожил еще много лет. Прах его был
похоронен с теми почестями, которые заслужил столь благородный дух, и не было
художника, который не заливался бы горькими слезами и не проводил бы его в
последний путь.
|