Биография Питер Брейгель родился предположительно между 1525 и 1530 г. (точная дата неизвестна). В качестве версий относительно места его рождения называют город Бреда в провинции Брабант, а также деревушку Брейгель (Брёйхел) около этого города. Первоначально фамилия художника писалась Brueghel, и так же она писалась у его детей; однако с 1559 г. он начал подписывать свои картины Bruegel. Свою творческую биографию он начал как график. К середине 1540-х гг. он попал в Антверпен, где обучался в мастерской у Питера Кука Ван Альста, придворного художника императора Карла V. В мастерской Ван Альста Брейгель работал до самой смерти своего учителя в 1550 г. В 1551 г. Брейгель был принят в антверпенскую гильдию живописцев и поступил на работу в мастерскую к Иерониму Коку, печатавшему и продающему гравюры. В мастерской Кока художник увидел эстампы с картин Босха, которые произвели на него такое впечатление, что он рисует собственные вариации на темы великого художника. В 1552—1553 годах по предложению Кока Брейгель совершает путешествие во Францию, Италию, Швейцарию, чтобы сделать серию рисунков итальянских пейзажей, предназначенных для репродукции в гравюре. Потрясен древними памятниками Рима и шедеврами Возрождения, морскими стихиями и живописными гаванями Средиземноморья. В 1553 году Брейгель женился на дочери своего учителя Ван Альста, Марии (Мэйкен). Свое главное прозвище «Мужицкий» получил за живописную серию «Времена года», в которой с большой любовью отразил красоту земледельца в действии — в могучей пластике широкого жеста косца, тяжеловатой грации собирательницы колосьев. В зрелые годы жил и работал в Антверпене, в 1563 г. переехал в Брюссель. Художник умер 5 сентября 1569 г. в Брюсселе. Похоронен в брюссельском соборе Нотр Дам де Шапель. Из всех сохранившихся картин Брейгеля около трети находятся в Музее истории искусства в Вене. В музеях России произведения Брейгеля отсутствуют. Некоторые известные работы • «Путь на Голгофу», 1564, Музей истории искусств, Вена • «Триумф смерти», 1562, Музей Прадо, Мадрид • «Самоубийство Саула», 1564, Музей истории искусств, Вена • «Обращение Савла», 1567, Музей истории искусств, Вена • «Перепись в Вифлееме», 1566, Королевские музеи изящных искусств, Брюссель • «Избиение младенцев» 1566, Музей истории искусств, Вена • «Морской бой в гавани Неаполя» 1558—1562, Galleria Doria Pamphili, Рим • «На пути в Египет», 1563, Институт искусства Курто, Лондон • «Падение Икара», 1558, Королевские музеи изящных искусств, Брюссель • «Падение мятежных ангелов», 1562, Королевские музеи изящных искусств, Брюссель • «Вавилонская башня», 1563, Музей истории искусств, Вена • «Страна лентяев», 1567, Старая пинакотека, Мюнхен • «Крестьянская свадьба», 1568, Музей истории искусств, Вена • «Притча о слепых», 1568, Музей Каподимонте, Неаполь • «Поклонение волхвов», 1564, Лондонская Национальная галерея, Лондон • «Христос и женщина, уличённая в прелюбодеянии», 1565 • Цикл картин «Перевёрнутый мир» (1556): o «Битва Масленицы и Поста», Музей истории искусств, Вена o «Игры детей» Музей истории искусств, Вена o «Нидерландские пословицы» Берлин-Далем • Цикл картин «Двенадцать месяцев», сюжеты которых основаны на часослове; первоначально содержал 6 или 12 картин, из которых сохранилось только пять: o «Охотники на снегу», 1565, Музей истории искусств, Вена o «Возвращение стада», 1565, Музей истории искусств, Вена o «Сенокос», 1565, Národní galerie (Национальная галерея), Прага o «Жатва», 1565, Музей Метрополитен, Нью-Йорк o «Хмурое утро», 1565, Музей истории искусств, Вена