Хиеронимус Босх (собственно Хиеронимус ван Акен) родился между 1450 и 1460
гг. в голландском городе Хертогенбосе в семье потомственных художников.
Живописью занимались его дед Ян ван Акен и его брат, двое дядей, отец — Антонис
ван Акен и брат Гооссен, который в 1478 г. унаследовал отцовскую мастерскую.
Уже в раннем детстве Хиеронимус приобщился к семейным художественным традициям.
Затем последовало обучение в Харлеме и Делфте, где будущий художник
познакомился с искусством таких мастеров нидерландского Возрождения как Рогир
ван дер Вейден и Гертген тот Синт-Янс. В 1480 г. Босх вернулся в родной
город уже свободным мастером-живописцем. В следующем году он женился на Алейд Гойартс
ван дер Мервей, девушке из богатой и знатной семьи. Этот брак дал художнику
материальное благополучие и положение в обществе, а также обеспечил, в
определенной степени, свободу творчества. Странное и не всегда понятное
искусство Босха породило множество домыслов об образе жизни и характере
живописца. Одни исследователи связывали особенности творчества художника с его
увлечением алхимией и астрономией, другие объясняли их психическими
расстройствами и галлюцинациями; художник представлялся то ревностным
католиком, то еретиком, тесно связанным с религиозными сектами. При знакомстве
с его творчеством становится очевидным, что Босх владел обширными познаниями в
области Богословия, был превосходно знаком с народным творчеством. Произведения Босха наполнены
многочисленными символами. Порой трудно поддающиеся расшифровке, все они
указывают на глубокое содержание и философский характер произведений художника.
Главной темой творчества Босха стало противостояние двух начал — светлого и
темного, добра и зла, а также греховность человеческой жизни и неизбежность
небесной кары за нее. Большинство картин Босха не
имеет датировки; сейчас можно лишь приблизительно наметить основные вехи его
творчества. Ранние работы Босха («Семь
смертных грехов», «Операция
головы»), обладая элементами сатиры и иронии, носят ярко выраженный
нравоучительный характер. Еще острее проявилась сатира Босха в картинах «Смерть
и скряга», «Корабль дураков». Около 1486 г. Босх вступил в
братство Богоматери, основанное группой духовных и светских лиц. Художник
состоял почетным членом братства и выполнил по его заказу ряд работ: цветной
витраж для капеллы церкви Св. Иоанна, роспись и позолоту алтаря, композицию
«Распятие» и др. Большинство картин Босха
зрелого и позднего периода представляют собой причудливые гротески, содержащие
глубокий философский подтекст. К зрелому периоду творчества художника относятся
большие триптихи, высоко оцененные Филиппом II Испанским. В основе алтарной
композиции «Воз сена», весьма вероятно, лежит старая нидерландская
пословица: «Мир — стог сена, и каждый старается ухватить с него сколько
может». Композиция «Искушение
св. Антония» — одно из самых знаменитых и загадочных произведений
художника. Шедевром мастера стал триптих «Сад
наслаждений», замысловатая аллегория, получившая множество различных
толкований. В этот же период были написаны триптихи «Страшный
суд», «Поклонение волхвов», композиции «Св.
Иоанн на Патмосе», «Иоанн
Креститель в пустыне». К позднему периоду творчества
Босха относятся триптих «Рай и
ад», композиции «Бродяга», «Несение
креста». 9 августа 1516 года Босх
скончался и был с почестями похоронен в родном Хертогенбосе.