Донателло родился во Флоренции или близ неё между 1382 и 1387 г., учился в
мастерской живописца и скульптора Биччи ди Лоренцо, пользуясь покровительством
богатого флорентийского банкира Мартелли. Для окончания своего художественного
образования ездил на два или на три года в Рим, вместе с известным архитектором
Брунеллески. Одна из его первых работ — горельеф (фр. haut-relief, высокий рельеф) из
мелкозернистого камня, находящийся в церкви Санта-Кроче, во Флоренции, и
изображающий Благовещение.
Два стиля скульптора.
Изучение памятников греко-римской пластики несколько умерило его
реалистические стремления. Поэтому у него можно выделить два стиля:
реалистический и классический. К первому относится его статуя Магдалины (около 1434, находится во
флорентийской Крестильнице). Это исхудалая старуха с длинными волосами. То же
направление видно и в его статуе царя Давида, известной под названием Zuccone
(«головастый») и помещенной в фасадной стороне башни Джотто, во Флоренции.
Статуя эта — портрет современника, с большой лысой головой. Плоский рельеф,
изображающий голову в профиль св. Цецилии, едва отделяющуюся от фона,
принадлежит к классическому стилю Донателло (находится теперь в Англии).
Подражание античному искусству мы находим и в бронзовом барельефе музея Барджелло,
во Флоренции, изображающем триумф Вакха, равно как и в полуфигурах Силена и
вакханки, на бронзовой плоской чаше (в Кенсингтонском музее, в Лондоне).
Барельефы Донателло, заключенные в восемь медальонов и заказанные Козимо Медичи
для внутреннего портика его дворца, где они находятся и поныне — быть может,
просто копии с антиков.